ISSN: 2310-9319              

Н А У Ч Н Ы Й   Ж У Р Н А Л 

                       О Б Щ Е С Т В О                        

Издаётся с 2014 года


Принято к публикации

Подписаться на RSS

Мира Бечмизовна БОГУС

№3(34), 2024 г.

Педагогические науки


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ


БОГУС Мира Бечмизовна

доктор педагогических наук, доцент

профессор кафедры педагогики и педагогических технологий,

Адыгейский государственный университет

г. Майкоп, Россия


В статье раскрывается сущность лингвистической одарённости. В качестве компонентов языковой одарённости автор выделяет когнитивный, личностно-деятельностный, коммуникативный и аксиологический компоненты. В работе уделено внимание значимости психологического сопровождения лингвистически одарённых обучающихся, его структуре и содержанию. В статье представлены психолого-педагогические условия сопровождения лингвистически одарённых учащихся.


Текст статьи полностью

БОГУС Мира Бечмизовна

№3(34), 2024 г.

Педагогические науки


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ


БОГУС Мира Бечмизовна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий

Адыгейский государственный университет

г. Майкоп, Россия


Статья посвящена актуальной проблеме формирования коммуникативной компетентности студентов-билингвов высших учебных заведений. В работе раскрывается сущность и содержание коммуникативной компетентности. Автором выделяется эффективный педагогический инструментарий формирования коммуникативной компетентности студентов-билингвов.  Значительное внимание уделяется межкультурным, атрибутивным и тренингам культурной осведомлённости как формам организации эффективного учебного процесса по развитию языковых и речевых способностей обучающихся.


Текст статьи полностью

ВАСИЛЬЕВ Ерген Аркадьевич

№3(34), 2024 г.

Педагогические науки


ПРОБЛЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ВАСИЛЬЕВ Ерген Аркадьевич

аспирант

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

г. Якутск, Россия


Данная статья посвящена проблемам внедрения регионального компонента в содержание обучения русскому языку в условиях полилингвального образования. Актуальность работы обусловлена тем, что перед современной школой стоят задачи повышения качества содержания обучения, воспитания, сохранения национальной культуры в поликультурной среде. Автор считает, что привлечение регионального компонента создает в процессе обучения русскому языку оптимальные условия для формирования гражданской, культурной идентичности обучающегося, воспитания в духе уважения к культуре родного края, многонациональной страны, что важно для эффективного общения в поликультурной среде.

 

Полный текст статьи

КОЛЬЦОВ Василий Игоревич, ВОПРИКОВ Антон Владимирович

№3(34), 2024 г.

Технические науки


РАЗРАБОТКА АДАПТИВНОГО ПИД РЕГУЛЯТОРА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ТЕПЛА


КОЛЬЦОВ Василий Игоревич

студент

ВОПРИКОВ Антон Владимирович

кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы электроснабжения»

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

г. Хабаровск, Россия.


В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием теоретических вопросов в области разработки адаптивного ПИД регулятора, предназначенного для оптимизации процессов управления, в том числе управления при преобразовании тепла. Рассмотрены основы и методы настройки коэффициентов ПИД регулятора, а также принципы адаптивного ПИД регулятора.


Полный текст статьи

СТАНИШЕВСКИЙ Святослав Александрович, ВОПРИКОВ Антон Владимирович

№3(34), 2024 г.

Технические науки

АВТОМАТИЗАЦИЯ В BIM-ПРОЕКТИРОВАНИИ


СТАНИШЕВСКИЙ Святослав Александрович

студент

ВОПРИКОВ Антон Владимирович

кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы электроснабжения»

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

г. Хабаровск, Россия.


В статье рассматриваются вопросы, связанные с автоматизацией в BIM-проектировании, какое значение она оказывает на современное проектирование зданий, сооружений и других объектов, ее преимущества и перспективы развития, а также какими средствами достигается автоматизация.


Полный текст статьи 

ДМИТРИЕНКО София Александровна

№3(34), 2024 г.

Психологические науки


ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОВЛАДАЮЩИХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ


ДМИТРИЕНКО София Александровна

психолог-консультант, ООО «София»

г. Краснодар, Россия


В статье обсуждаются результаты авторского исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций и способов совладания личности с жизненными трудностями. Показано, что комплекс смысложизненных ориентаций способствует актуализации активных и конструктивных копинг-стратегий, в то время как пассивные, связанные с избеганием и дистанцированием от проблемы способы совладания имеют тенденцию к нейтрализации при наличии осмысленности, продуктивности и активной жизненной позиции личности.


Полный текст статьи

КОСТЮШКИНА Галина Максимовна, ФАН Чжиюн

№3(34), 2024 г.

Филологические науки


УДК 81.00

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА АРГУМЕНТАТИВНОГО ОТРИЦАНИЯ


КОСТЮШКИНА Галина Максимовна

доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник

ФАН Чжиюн

аспирант кафедры иностранных языков и философии

Федеральный исследовательский центр Иркутский институт химии им.А.Е. Фаворского

Сибирского отделения Российской академии наук

г. Иркутск, Россия


Данная статья посвящена исследованию принципов анализа аргументативного отрицания. Среди множества подходов автор выбирает прагма-диалектический подход как наиболее соответствующий задачам исследования и наиболее точно раскрывающий специфику контраргументации, использующей отрицание как одно из средств ее выражения. В результате установлено, что если протагонист в аргументативном процессе использует вектор структурирования высказывания от тезиса к доводам (аргументам) и последующему выводу, то у протагониста мы имеем противоположный вектор – от отрицания вывода через контраргументы к опровержению тезиса.


Полный текст статьи

МАЛЬГИНОВА Юлия Николаевна

№3(34), 2024 г.

Юридические науки


ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?


МАЛЬГИНОВА Юлия Николаевна

старший преподаватель

Уральский государственный экономический университет

старший преподаватель, аспирант

Уральский институт управления – филиал РАНХиГС

г. Екатеринбург, Россия


В статье автор выделяет ключевые вопросы, касающиеся защиты прав граждан в условиях цифровой среды, акцентируя внимание на административных и судебных методах отстаивания своих прав. Основываясь на статистике и докладе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, автор делает заключения о существующих недостатках в данной области и предлагает рассмотреть возможность принятия Цифрового кодекса России, который мог бы функционировать как единый кодифицированный правовой акт для регулирования цифровых отношений.


Полный текст статьи

ГРИБОВА Полина Николаевна

№3(34), 2024 г.

Филологические науки


АНАЛИЗ КОНЦЕПТА «СПЛОЧЕННОСТЬ» В АНГЛИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ


ГРИБОВА Полина Николаевна

кандидат филологических наук, доцент

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

г. Нижний Новгород, Россия


Данная статья посвящена анализу концепта «сплоченность» путем языковой объективации на материале фразеологического фонда английского языка. Актуальность статьи обусловлена стремительным развитием межкультурного взаимодействия во многих сферах жизни и, соответственно, необходимостью в корректном переосмыслении концептов и их вербализации в ходе общения между представителями разных культур, так как успешная межкультурная коммуникация предполагает не только навык владения иностранным языком, но также глубокое понимание иностранной лингвокультуры и культуры в целом.


Полный текст статьи

КЛЕЙМЕНОВ Михаил Вячеславович

№3(34), 2024 г.

Социологические науки


ПРИЧИНЫ ВЫБОРА ВУЗА ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ


КЛЕЙМЕНОВ Михаил Вячеславович

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической теории и прикладной социологии

Уральский государственный экономический университет

г. Екатеринбург, Россия


До недавнего времени в нашей стране сложился тренд на экспорт российского образования: привлечение иностранных студентов в российские вузы. В конце 2023 г. социологическая лаборатория Уральского государственного экономического университета провела опрос среди собственных иностранных студентов (n=141), где одной из задач было выявление причин выбора российских вузов иностранными студентами, и в особенности нашего уральского университета. На первом месте была указана такая причина как адекватная стоимость обучения – 56,7%. Второе место заняли удобное месторасположение вуза и приемлемый уровень городской инфраструктуры – по 46%. И положение вуза в международных рейтингах –  42%. На третьем месте иностранные студенты поставили гарантии трудоустройства, возможность получения вида на жительства и гражданства в дальнейшем – 37,6%. Наш экономический вуз обладает потенциалом для привлечения иностранных студентов, кроме уместной и удобной ценовой политики это престижность вуза в российском образовательном пространстве (по направлению подготовки экономики) и открытость для сотрудничества.


Текст статьи полностью